Новости

29 мая 2019 года

Доклад А.С. Крыловой и Е.А. Ренковской «Социолингвистическая ситуация племенного населения округов Корапут и Малкангири индийского штата Орисса»

Доклад А.С. Крыловой и Е.А. Ренковской «Социолингвистическая ситуация племенного населения округов Корапут и Малкангири индийского штата Орисса» Доклад А.С. Крыловой и Е.А. Ренковской «Социолингвистическая ситуация племенного населения округов Корапут и Малкангири индийского штата Орисса»

 
В Отделе языков народов Азии и Африки 29 мая 2019 г. в рамках семинара «Проблемы общей и востоковедной лингвистики» состоялся доклад о социолингвистической ситуации, наблюдаемой у трёх племён корапутских мунда – гутоб, бонда и дидеи, которые проживают в Индии на юге штата Орисса, в округах Корапут и Малкангири.

В основу доклада легли данные полевой лингвистической экспедиции в округ Корапут в декабре 2018 г. Округа Корапут и Малкангири с этнической и языковой точки зрения представляют собой крайне многоплановую картину: здесь бок о бок проживают многочисленные племенные и кастовые группы, говорящие на индоарийских, дравидийских и мунда языках. Прежде всего, социолингвистическая ситуация для всех малых корапутских мунда характеризуется давлением «пирамиды» из нескольких языков более высокого статуса. Это индоарийские языки десия (лингва франка региона), ория (официальный язык штата Орисса) и хинди, а также английский. Помимо этого, на языки мунда данного ареала влияют различные дравидийские языки: это, прежде всего, телугу – официальный язык штата Андхра Прадеш, на границе с которым проживают племена, а также языки соседних дравидийских племён – олар гадаба, куи, куви и койя.

Гутоб, бонда и дидеи имеют сравнительно небольшое число носителей (7-9 тыс.) и подвержены достаточно высокой угрозе исчезновения. В докладе рассматриваются как общие факторы, приводящие к сокращению числа носителей, так и специфические для конкретных языков. Так, наиболее уязвимая позиция у гутоб, поскольку во второй половине XX века его носители подверглись переселению из-за строительства гидроэлектростанций и теперь проживают некомпактно. При этом в регионе существуют и различные направления поддержки языков, осуществляемые как государством, так и местными языковыми активистами. Одним из таких направлений является программа MultiLingual Education – система преподавания на родных языках в младших классах.